Права на лодку – обязательное условие для ее эксплуатации. Таково требование Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС). Впрочем, не на всякую лодку требуется удостоверение, существуют исключения. В том числе и о них речь пойдет ниже.
Удостоверение ГИМС на право управления маломерным судном внешне напоминает автомобильные права старого образца, только другой расцветки – бледно-голубой. На лицевой стороне содержатся сведения о владельце (с фотографией) и отделении госинспекции, выдавшей документ, с круглой печатью.
Оборотная сторона несет информацию о типе маломерного судна, которым разрешено управление. В данном случае это запись «МОТОРНОЕ СУДНО / MOTORIZED CRAFT». Кроме моторных лодок, к этому типу «маломеров» также относятся катера.
Удостоверение содержит и другую информацию. Во-первых, предупреждение о недопустимости использовать судно в коммерческих целях. Во-вторых, перечисление зон плавания, к которым владелец получил допуск: внутренние воды (несудоходные водоемы), внутренние водные пути (судоходные водные пространства), а также внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации.
Для этого следует выполнить два обязательных условия: пройти курс специализированного обучения в одной из профильных учебных организаций, а затем сдать государственные экзамены по теории и практике в ГИМС. По времени на все про все уйдет около месяца.
Внимание! В каких случаях ни обучение, ни, соответственно, права на лодку не требуются? Они, как и регистрация в ГИМС, не нужны, если это:
Впрочем, депутатам Госдумы РФ оказался не по душе такой либерализм, и 28 января 2025 года они приняли федеральный закон, обязывающий всех судоводителей иметь при себе удостоверение личности. Документ вступает в силу 1 сентября.
Процедура обучения и получения прав на лодку везде одинакова и соответствует положениям приказа МЧС России № 885 от 23.08.2023 г. «Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях».
Однако судоводителям и судовладельцам следует иметь в виду, что условия эксплуатации маломерного судна в различных регионах страны могут различаться – по срокам выхода на воду, территориальным ограничениям и т. д. Это как в сфере охоты, рыболовства или сбора валежника в лесах: каждая метла по-своему метет. Поэтому о региональных особенностях следует поинтересоваться в местном отделении ГИМС.
Во-первых, судоводители с исправными документами на маломерное судно (а это не только права, но и судовой билет, а также информация о ежегодном прохождении техосмотра) гарантировано избавлены от штрафов и других мер административного воздействия.
Во-вторых, даже если параметры судна не требуют наличия документов, владельцам все-таки будет полезно пройти курсы, чтобы получить хотя бы базовые знания о правилах судоходства и безопасности на воде.
Наши площадки для вождения
Инструкторы
Коршунков Илья
Инструктор, 5 лет опыта
Булаев Антон
Инструктор, 6 лет опыта
Коршунков Алексей
Инструктор, 3 года опыта