Наличие прав на гидроцикл при его эксплуатации – обязательное требование Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). Согласно ст. 11.8.1. КоАП РФ отсутствие документа влечет административную ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 15 тыс. руб. и, возможно, помещения плавсредства на штрафстоянку. То есть гидроцикл без прав – это примерно как управление автомобилем без водительского удостоверения. Хотя лет 30 назад, в «лихие 90-е» на управление маломерным судном без разрешения почти не обращалось внимания.
Упомянутая выше статья Кодекса об административных правонарушениях не так однозначна, как может показаться на первый взгляд. Так, в примечаниях указывается, что «…управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерным судном… а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 100 рублей». То есть если судоводитель по факту имеет права, но, например, забыл их дома или в сменной одежде, возможны административные последствия намного более щадящие, чем в изначальном варианте. Проверить, имеет ли судоводитель удостоверение ГИМС, несложно: данные о его выдаче заносятся в электронную базу ведомства.
При встрече на воде с инспектором ГИМС или речной полиции главное вести себя вежливо, не дерзить и тем более не опускаться до оскорблений (за это может последовать административный арест по решению суда), особенно если с документами не все в порядке. Словом, как говорил Александр Родионович Бородач, «понять и простить». Часто должностные лица ГИМС с пониманием относятся к незначительным проступкам на водоемах и ограничиваются на первый раз предупреждением.
Наличие удостоверения ГИМС – не единственное требование законодательства. Судовладелец или лицо, которому передано управление аквабайком, должен иметь так называемый судовой билет, подтверждающий государственную регистрацию маломерного судна (для гидроциклов она обязательна). Существует этот документ в электронном виде, но при желании может быть распечатан. Кроме того, необходимо подтверждение прохождения ежегодного техосмотра. Невыполнение этих условий также влечет административную ответственность. Следует также иметь в виду, что в КоАП прописано около двадцати правонарушений, связанных с эксплуатацией маломерных судов. Это и правила пользования судовыми стоянками, и превышение норм содержания вредных веществ в выхлопе, и подтекание ГСМ, и даже превышение скоростного режима. Как и на автомобильном транспорте, самое суровое наказание предусмотрено за езду в состоянии опьянения и уклонения от медосвидетельствования: штраф и лишение прав на срок от одного года до двух лет (ч.1,2 ст.11.9 КоАП РФ).
Они очевидны. Главное – возможность наслаждаться водными просторами, встречным ветром, скоростью. Если документы в полном порядке, а водные правила неукоснительно соблюдаются, то любители такого активного отдыха получают ничем не омраченное истинное удовольствие.
Наши площадки для вождения
Инструкторы
Коршунков Илья
Инструктор, 5 лет опыта
Булаев Антон
Инструктор, 6 лет опыта
Коршунков Алексей
Инструктор, 3 года опыта